Содержание статьи:
«1С» – уже давно нарицательное название бухгалтерских и офисных программ. По оценкам как доброжелателей, так и скептиков, компания «1С» уверенно держит первое место на российском рынке. Как вышло, что софтверная компания отстояла его не только у отечественных конкурентов, но и таких мощных противников, как SAP и Oracle? Как Борис Нуралиев, негромкий, всегда очень вежливый и даже застенчивый владелец «1С» делает это? Есть минимум три уверенных ответа.
Такая программа нужна самому
Есть совет для писателей, ищущих свой путь и признание, который не теряет актуальности с годами: пишите книгу, которую вы хотели бы прочитать. Он всегда работает. Казалось бы, при чем здесь глава софтверной компании? Он программист и не умеет писать книги. Зато он умеет писать программы.
Закончив факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ, Борис Нуралиев писал программы, просто потому что они облегчали ему жизнь. Так он написал, например, программу-поисковик, которая гордо выводила на экран время поиска данных – 1с. – дав название будущему флагману рынка. Потом нередко выяснялось, что другим тоже нужна эта программа – особенно тем, кто не могут написать ее сами. А в начале 90-х оказалось, что этими программами можно не только делиться, можно создать кооператив и продать их. Так возник «1С».
Брат Сергей Нуралиев, которого Борис позвал заведовать бухгалтерией компании, тоже не любил лишней и скучной работы. Поэтому он быстро написал для себя программу – это было гораздо проще, чем часами тыкать в кнопки калькулятора, а потом по три раза себя перепроверять.
И как всегда, когда человек делает то, что ему нужно, оказалось, что простая в освоении – а главное, вообще простая и от того дешевая бухгалтерская программа нужна решительно всем. Так родился программный продукт 1С:Бухгалтерия.
Страшно вспомнить, это была версия под DOS. И среднестатистический постсоветский бухгалтер, который в то время еще нетвердо знал, с какой стороны у клавиатуры кнопки, осваивал программу очень быстро. Проблема была в другом: рынок уже был заполнен множеством бухгалтерских программ: «Турбобухгалтер», «Инфобухгалтер», «Финансы без проблем», «Парус», «Инфин» – все они делали примерно то же самое.
1С:Бухгалтерия была даже слабее конкурирующих программ, но принцип «пиши для себя» решил ее судьбу: Сергей встроил в нее макроязык программирования, который позволял быстро подстраивать программу под конкретные задачи заказчика. Этого на рынке не было, и предприятия быстро оценили такую возможность.
Не халявщик, а партнер
Первой программой, которую Борис Нуралиев с коллегами, написав, начал продавать как глава кооператива, был «электронный телетайп», который связывал в сеть только что появившиеся в офисах персональные компьютеры. Это был самый конец 80-х. Программа пользовалась успехом, они мотались по всей стране, продавая и устанавливая ее.
Это было хорошее время для частной инициативы, такой кооператив вполне мог продавать по несколько сотен коробок в год, лелеять радужные мечты и дотянуть при удачном раскладе до середины 90-х, когда началась серьезная борьба за рынок, и Левши от программирования перебрались в крупные компании или уехали за границу.
Но вышло по-другому. И когда много лет спустя журнал «Компьютерра» спросил Бориса Нуралиева, не собирается ли и он уехать, тот изумился и спросил: «А зачем?! Здесь я основатель направления компьютерных программ, а там я кто буду?» Действительно, найти страну, где можно стать основателем направления, в наши дни затруднительно.
Но в конце 80-х до этого было далеко. Тогда, прилетев из Якутии, они обнаружили, что надо немедленно лететь назад на новый заказ, и… не полетели. Предложили местному инженеру, с которым расстались 10 часов назад, сделать все самому. Он сделал.
И получил за это 50% стоимости продукта, процент нереалистичный, нежизнеспособный и применимый только для очень маленьких кооперативов, где панибратские отношениями с дилерами превалируют над деловым подходом. Кто же будет в здравом уме отдавать продавцам такие деньги? «Я буду», – решил Борис Нуралиев, и его не дилерская, а партнерская сеть начала стремительно расти.
С этого момента и навсегда продажа, установка и помощь перестали быть головной болью компании, освободив время для главного – разработки актуальных программных продуктов. Общение с клиентами взяли на себя – нет, не дилеры – а партнеры, и оказалось, что работать со «своим» представителем предприятиям проще и удобней, чем добиваться внимания центрального офиса. В выборе между «1С» и Oracle для многих решающим фактором стало то, что к последнему трудно пробиться за помощью, а партнер «1С» всегда рядом.
Сейчас у «1С» больше 10 000 постоянных дилеров в 600 городах бывшего Советского Союза. По данным Forbes, ничего подобного по масштабу нет ни у одной софтверной компании в мире. В самой компании работает чуть больше тысячи сотрудников, а если считать с дилерами – это 150 тысяч, радеющих о судьбе желтых коробок и их покупателях.
Чутье
Конечно, это только выглядит просто – взять и создать сеть, предложив партнерам половину дохода. Борис Нуралиев интенсивно изучал положительный опыт зарубежных софтверных компаний, искал идеи в смежных отраслях, остальное придумывал, полагаясь на интуицию.
В частности, на заре кооператива он приобрел программу Lotus 1-2-3, создававшую электронные таблицы. Он распространял ее через зачаточную партнерскую сеть и пристально следил, кто ее покупает и для чего использует. Это сейчас все спокойно пользуются Еxсеи, и не знают, зачем покупать какие-то таблицы. И когда увидел будущую «Бухгалтерию», с которой скоро навсегда связали имя компании, уже знал, что это будет востребовано.
Но рынок все время меняется и надо успеть предложить клиенту то, что ему нужно. В начале 1991 году 30$ на простенькую бухгалтерскую программу было все, что мог позволить себе руководитель. К 1994-му изменились возможности, а с ними и запросы – компания выпускает 1С:Бухгалтерию 6.0 под Windows, которая открывает новые возможности и стоит 480$.
И тут возникла новая проблема. Если, так сказать, кухарка могла управлять первыми версиями 1С:Бухгалтерии, то для обслуживания версии 6.0 нужны были квалифицированные специалисты. Партнеры не хотели брать на себя такую ответственность.
И стало ясно, что дальше проще не будет, программы будут развиваться по пути усложнения. Выход один: бесконечно раздувать штат техподдержки и пытаться выдержать напор жалоб и проблем. Но Борис принимает еще одно безумное решение: и предлагает части партнеров франчайзинг с поддержкой, рекламой и долей прибыли 55%.
Теперь франчайзи платят «1С» за обучение и лицензию, но игра стоит свеч, во всяком случае, сейчас сертифицированы больше 4500 предприятий сети «1С:Франчайзинг», чьи обученные специалисты вполне справляются с поддержкой клиентов.
В конце девяностых появился спрос на системы управления ресурсами (Enterprise Resource Planning, ERP) – и «1С» оперативно выпускает совершенно новый продукт 1С:Предприятие. Эта комплексная система позволяет свести вместе информацию с производства, склада, бухгалтерии и отдела кадров, автоматизировав работу предприятия. Внедрять ее могут только постоянные партнеры, имеющие сертификат ERP, который выдается после обучения – ее обслуживание требует знаний. Зато даже такие гигантские системы успешно обслуживают «по месту жительства».
1С:Предприятие 7.0 вышло в 1997, а в начале нулевых «1С» уверенно дал встречный бой наступлению мирового гиганта SAP, отстояв рынок среднего бизнеса.>
Время идет, вот уже не первый год компания активно инвестирует в облачный сервис. Партнеры, как следствие, продают не только ярко-желтые коробки, но и цифровые услуги, но условия остались те же. И все время появляются новые задачи. Одним надо справиться с «упрощенкой», другим – организовать работу склада, так что общее количество программ «1С» уже перевалило за полторы тысячи.
***
Конечно, это не все причины, по которым компания уверенно отстаивает свой рынок. Есть еще лояльность клиентов, которые установили у себя первую «Бухгалтерию», когда только открыли свой маленький кооператив в подвале. Они растут – и софт растет вместе с ними. Это способность открывать новые горизонты: 40% дохода компания получает от компьютерных игр, в том числе собственной разработки.
В последнее десятилетие «1С» расширяется как в направлении офисного софта, так и в игровом, а также образовательном. Сейчас в состав компании, полностью или в виде доли, входит около 300 компаний. И среди них немало таких, кому Борис Нуралиев предлагает свой любимый партнерский вариант «50х50». Уже третье десятилетие он отлично работает. Специалисты компании Битпрофи настроят и обеспечат поддержку 1С для вашего бизнеса .
Обслуживание компьютеров организаций
Обслуживание компьютеров организаций от БитПрофи - профессиональное решение технических проблем.
Узнать больше>>>