Содержание статьи:
У простого американского компьютерного инженера Марка Спенсера денег не было. У него был еще теплый диплом AuburnUniversity и 4 тысячи долларов на весь бизнес-проект, которые деньгами в данном контексте назвать никак нельзя. Так что денег у него не было. Зато он умел думать. Шел 1999 год, в стране достигла пика революция доткомов – тысячи стартапов, выбирая операционную систему, ставили на бесплатный Linux. Марк Спенсер основал компанию Linux Supported Services – для разнообразия не в Силиконовой долине, а в городе Хантсвилл, штат Алабама.
Он чувствовал, что поддержка линуксоидов – дело всей его жизни. Пользователь Линукс, он знал, что нужно этим людям, не избалованным вниманием разработчика. Участие и забота. Маленький офис поддерживал их, как мог, и наконец Спенсер понял, что надо делать: 24-часовая служба голосовой поддержки – именно то, что нужно для процветания бизнеса. Однако стоимость call-центров уходила далеко за пределы бюджета компании, теряясь где-то за $ 50 000.
Красота в руках кодящего
И тут он подумал: а может, ну ее, эту поддержку Linux? Разработаю свою программную АТС, выложу ее с открытым кодом и сделаем всем миром платформу IP-телефонии всех времен и народов. Вот это настоящая задача для программиста и компьютерного инженера. Он сжал зубы и всего за несколько месяцев написал основной код для АТС.
Впрочем, совсем своей первой любви Марк не изменил, Linux стала базовой операционной системой для платформы. Рабочий прототип он немедленно опубликовал в интернете, сделав его доступным по лицензии GPL. Хотя сейчас он работает и под BSD, Solaris, MacOSX, есть даже проект для Win 32 – Linux остается ключевой ОС.
Саму платформу Марк назвал «Звездочка» (англ. Asterisk) – по символу * на клавиатуре любого телефона. В самом деле, не называть же любимое детище «Решетка». В качестве логотипа, не мудрствуя лукаво, взяли овальную телефонную кнопку со «звездочкой», выкрасив ее в позитивный рыжий цвет. А компанию Марк в 2001 году переименовал в Digium Inc и до сих пор занимает в ней пост технического директора. Историю Asterisk вполне можно преподавать в университете на бизнес-курсе. На ней очень хорошо видно, что все возможности и преимущества продукта напрямую проистекают из взглядов ее создателя на жизнь.
Аналоговый и цифровой
Компания Digium объявила своей специализацией разработку плат для аналоговых и цифровых телефонных линий. Это было необходимо: Марк Спенсер поставил цель объединить Asterisk с обычными телефонными сетями с использованием цифровых и аналоговых портов. Все же он в первую очередь компьютерный инженер. С платами Digium Марк превратил Asterisk в гибридную АТС.
Он сделал это удивительно вовремя: люди использовали коммуникационные системы разных поколений и испытывали большие трудности при попытках связаться друг с другом. Asterisk поставила себя вне поколений и инфраструктур.
Сегодня Asterisk работает и с аналоговыми, и с цифровыми линиями, а кроме того, с высокопропускными линиями T1/E1, осуществляющими сотни соединений одновременно. Возможность превратить обычный компьютер в многофункциональный сервер голосовой связи вызвала большой интерес, и в проект начали стекаться разработчики.
Протоколом запротоколировал
Если бы Марк делал свою АТС для заказчика, он, вероятно, писал бы ее под конкретный протокол. А вот создавая систему под себя, Марк хотел, чтобы она работала со всеми известными ему протоколами. Итогом стало самое главное и неоценимое преимущество Астерикса: это суперсовместимая платформа.
Она поддерживает все протоколы, которые попадались на глаза Спенсеру во время написания кода – как говорится, «чтоб два раза не вставать». Это не считая собственных протоколов, разработанных им же. Asterisk поддерживает VoIP протоколы SIP, IAX и H323, а кроме того, Skinny, DUNDi, разработанный Digium, и другие.
Поддерживая широкий спектр протоколов и оборудования, этот продукт позволяет организовать большое количество сценариев взаимодействия сетей и обработки информации. Это открывает пользователю много возможностей:
- Asterisk через протокол XMPP отлично интегрируется с сервисами GoogleTalk и GoogleVoice, позволяя совершать бесплатные звонки
- Через XMPP можно использовать и Jabber для контроля за техническим состоянием работы всех систем
- Протокол Т.38 поддерживает передачу факсов
- Календарь Astersik совместим с iCalendar
- Astersik поддерживает распознавание речи по APPVestec. Cepstal и Lumenvox.
Функциональность
Совместимость – это хорошо, а что с основной функциональностью? Ведь для пользователя важно, насколько ему удобно управляться с входящими звонками и как часто клиенты жалуются на долгое ожидание в очереди. Asterisk поддерживает все функции классической АТС, а возможности управления звонками постоянно пополняются.
Среди них:
- Конференц-связь
- Голосовая почта
- Интерактивное голосовое меню
- Центр обработки звонков – постановка в очередь и распределение по операторам в соответствии с запросами пользователя.
- Запись разговора
- Ведение статистики звонков
- Видеосвязь
- Улучшение качества звука – функция Jack производит цифровую обработку потока, вычищая шумы
- Заказ отзвона по номеру клиента
- Напоминание о встрече и автоматическая организация конференц-звонка в заданное время.
Дополнительная функциональность,
или «в слове мы сто тысяч я»
Но это все возможности для пользователя. А «для тех, кто понимает», самая главная возможность – написать новую функциональность, до которой еще никто не додумался. Даже если человек в десять раз умнее коллег, тысячи людей могут найти такие решения, до которых тот один никогда не додумается. В этом главное преимущество открытого кода – хотя далеко не все решаются на такой шаг.
Марк Спенсер не просто предоставил такую возможность – но и сделал ее максимально удобной. Сам Asterisk написан на языке Си, и, конечно, можно написать модуль на нем. А можно воспользоваться универсальным интерфейсом AGI (Asterisk Gateway Interface) и написать модуль на любом языке программирования. Чтобы минимизировать затраты сил на инсталляцию и использование, разработаны готовые дистрибутивы с операционной системой, уже скомпилированным Asterisk и всеми необходимыми модулями. А для удобного администрирования написано большое количество графических интерфейсов. Самый известный – бесплатный FreeBPX, для которого разработано огромное количество коммерческих модулей под конкретные задачи.
Благодаря открытой лицензии Asterisk поддерживают тысячи программистов. Digium их любит, холит и два раза в год собирает всех, кто в состоянии добраться до Алабамы, на конференцию Astricon обменяться мнениями, обсудить планы на будущее. Иногда на таких конференциях объявляют неожиданные возможности: например, фирма Switchvox на основе бесплатного кода Asterisk создала настолько удобную унифицированную систему управления потоком звонков, что Digium в 2007 году купила ее, о чем и было торжественно объявлено на конвенте. Switchvox SOHO и Switchvox SMB для малого и среднего бизнеса очень быстро стали самыми популярными коммерческими приложениями, а Switchvox Home в лучших традициях фирмы осталась бесплатной.
***
Звездочки – символичная отбивка для финала истории про Asterisk. До его появления call-центры были прерогативой исключительно крупного бизнеса, только они могли позволить себе такие затраты. Asterisk открыл возможности IP-телефонии для малого и среднего бизнеса. На сегодня это самая известная открытая АТС держит 85% рынка Open Source телефонии и обслуживает больше 2 миллионов пользователей. Большинство клиентов – компании, но в последнее время растет спрос и на домашнее использование продукта. Марк Спенсер говорит, что теперь Asterisk привлекает клиентов к Linux.
Автоматизация малого бизнеса
Автоматизация вашего бизнеса - а вы знали, что ведение вашего бизнеса может быть проще?
Узнать больше>>>